Printed from ChabadCrimea.org

БЛОГ: КРЫМСКАЯ МОЗАИКА

Официальный Блог Хабад Любавич Крыма

2008 г. Наименование кошерной продукции, произведенной ООО «Сандора»

 

 

 

 

 

 

Наименование кошерной продукции,

произведенной ООО «Сандора» 

ТМ «Сандора»

Ананасовый сок

Апельсиновый сок

Банановый нектар

Грейпфрутовый сок

Лимонный нектар

Манго нектар

Мандариновый сок

Мультивитамин нектар

Овощной сок с мякотью

Персиковый нектар

Розовая гуава нектар

Томатный сок с солью

Яблочный сок из яблок зеленых сортов

Яблочный сок из яблок красных сортов

ТМ «Сандора»  серия “Классика»

Апельсиновый нектар

Абрикосовый нектар

Ананасовый нектар

Мультифруктовый нектар

Персиковый нектар

Сливовый нектар

Томатный сок с солью

Яблочный сок 

ТМ "Соки Дар"

Апельсиновый нектар

Ананасовый нектар

Ананас-кокос нектар

Банан-клубника нектар

Манго нектар

Мультифруктовый нектар

Томатный сок с солью

Яблочный сок

ТМ "Садочок"

Апельсиновый нектар

Мультивитаминный сок с мякотью

Абрикосовый сок с мякотью

Ананасовый нектар

Вишневый нектар

Грушевый сок с мякотью

Мультивитаминный сок с мякотью

Мультифруктовый нектар

Персиковый сок с мякотью

Сливово-персиковый сок с мякотью

Томатный сок с солью

Черешневый нектар

Яблочно-морковно-клубничный сок с мякотью

Яблочно-морковно-малиновый сок с мякотью

Яблочно-морковно-персиковый сок с мякотью

Яблочно-морковный сок с мякотью

Яблочный сок (осветленный)

Ягодный сок с мякотью 

ДП "Николаевский соковый завод"

Абрикосовый сок с мякотью

Морковно-яблочный сок с мякотью

Мультифруктовый сок с мякотью

Персиковый сок с мякотью

Тыквенный сок с мякотью

Яблочный сок осветленный

Томатный сок с солью

Абрикосово-яблочный нектар с мякотью

Морковно-яблочный нектар с мякотью

Мультифруктовый нектар с мякотью

Яблочно-персиковый нектар с мякотью

Тыквенно-яблочный нектар с мякотью

Мультивитаминный нектар с мякотью 

ТМ "Сандора» серия «Эксклюзив»

Сок из флоридских апельсинов

Сок из тайских ананасов

Сок из персидских гранатов

Нектар из индийского манго

ТМ "Сандорик"

Ананасовый нектар витаминизированный с кальцием

Апельсиновый нектар витаминизированный с кальцием

Банановый нектар витаминизированный с кальцием

Персиковый нектар витаминизированный с кальцием

Манго нектар витаминизированный с кальцием

Банан-клубника нектар витаминизированный с кальцием

Мультифруктовый нектар витаминизированный с кальцием

Яблочный сок осветленный витаминизированный с кальцием

 

Духовная связь с Крымом

2 августа 2007г., четверг – 17:46

отправитель: госпожа Лея Мендел Липшиц

 

На Хануку, когда я собиралась выйти замуж, я хотела купить что-нибудь в подарок своему будущему мужу; что-нибудь необычное, не из числа «обязательных» подарков. Я подумала, что  должна купить ему сефорим, еврейские книги, но не имела представления какие именно. У меня не было брата, и я не знала, что у него уже могло бы быть и что бы он хотел. Я часто бывала на Шабат в одной семье, и попросила хозяина, раввина Шухата, мир праху его, купить что-нибудь подходящее в подарок моему жениху, хошону. Я была удивлена, когда он показал мне несколько простеньких книжек, написанных человеком, о котором я никогда раньше не слышала, неким Седей Хемедом. (ладно, давайте, смейтесь надо мной. Но я никогда не училась в ишиве, которые для того времени были чем-то новым). Очевидно, большая часть из этих монументальных произведений никогда не издавалась, ни при жизни автора, ни после его смерти. Только благодаря инициативе Любавического Ребе произведения Седей Хемеда были изданы, и с ними ознакомился весь научный мир. Теперь нет раввина, который бы не ссылался на работы Седей Хемеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Многие годы спустя, когда мы переехали в Крым, один из наших друзей и последователей, упомянул в разговоре с моим мужем, что раввин Хаим Хицкиях Медини, Седей Хемед,  (5593-5665; 1833 -190S), жил здесь и дружил с крымчаками, наставляя их и помогая им глубже познать иудаизм. Что-то вроде первого шлиаха. Так мы поняли, что мы уже были связаны с Крымом более полувека, со времени нашей помолвки.  Позже, на занятиях со мной господин Ломброзо, мир праху его, воглавлявший ранее Еврейскую общину  крымчаков, сказал мне, что Седей Хемед был женат на местной крымчачке, и показал фотографию его семьи. Когда мы после этого  поехали в Еретц Израель, мы постарались посетить его святую могилу на кладбище в Хевроне. В тот день произошло несколько стычек с арабами, и солдаты отказались сопровождать нас до самого кладбища, как было договорено. Но чувство сопричастности заставило нас с упорством подниматься в гору через арабское поселение.

 

Раввин Хаим Хицкиях Медени родился в Иерусалиме 7 Хешвана 5593 (1833г) (возможно годом или двумя позже). При рождении ему дали имя Хицкиях, но однажды, когда он сильно заболел, к его имени добавили другое (как принято) – Хаим – Жизнь.

Он родился в известной в сефардских кругах семье. Его отца звали Раввин Рафаель Элиаху, а мать- Калу Вида. С ранних лет были видны неординарные черты характера Хаима Хицкиях и его интеллект. Он изучал Тору с необычным для его возраста упорством и преданностью. Его блестящий ум и память помогали ему с легкостью впитывать знания. Его учителями были самые выдающиеся раввины Иерусалима, в частности, Ришон Л‘Тцион (Главный раввин сефардов) Итцках Кубо и раввин Иосеф Ниссим Бурла, глава Бейс Дина Иерусалима.

В 5613 (1853г.) умер его отец. Тяготы, связанные с заботами о семье: его жене Ривке, овдовевшей матери и двух младших сестрах, легла на плечи 20 юноши. Молодой ученый никогда раньше не сталкивался с этим, единственное, что он знал до этого, были его книги и занятия. Ему ничего не оставалось делать, как последовать совету старейших общины и отправиться в Константинополь, где у него были богатые родственники, богатые как знаниями, так и деньгами.

 

Раввина Хаима Хицкияха Медини тепло встретили в Константинополе. В еврейской общине молодой раввин из Иерусалима вскоре прослыл выдающимся ученым. Местные раввины, среди которых было много великих ученых, с удовольствием обсуждали с ним разные вопросы из Талмуда. Его также пригласили стать членом Бейс Дина, но он отказался, так как хотел посвятить свое время изучению Талмуда и Каббалы.

 

В 5625 (1865г) была издана его первая книга «Михтав Хизкияху»,  с его комментариями и интерпретацией шести разделов Мишны и некоторым главам Талмуда. В этой работе он показал свою эрудицию в вопросах Талмуда, что поставило его в один ряд с выдающимися раввинами и учеными Турции. Слава о нем росла и росла. 14 лет он жил, учился сам и учил других в Константинополе. Груз ответсвенности стал непомерно тяжелым для него, он жаждал мира и покоя, для того, чтобы продолжать заниматься и писать. Такая возможность появилась, когда в Констатинополь по делам приехал какой- то богатый купец из Крыма и предложил ему стать духовным вождем крымских евреев. Купец обещал ему соотвествующую поддержку, которая давала бы ему возможность продолжать заниматься и писать.

 

В то время евреи Крыма были без духовного вождя. Это были простые, но порядочные и трудолюбивые люди, хотя культурный уровень их был невысок. Раввин Хаим Хицкиях Медени (ХаХаМ) понял, что это его шанс и одновременно очень трудная задача, и принял предложение.

 

ХаХаМу было около 33 лет, когда он поселился в Карасу Базаре в Крыму в 5627 (1867г.) Ему оказали уважение, достойное мудреца, и он вскоре завоевал любовь и преданность паствы. Последующие 33 года своей жизни он прожил в Крыму среди крымских евреев и был их преданным вождем. Он основал ешивы и распространял знания Торы, в результате чего культурный уровень крымских евреев достиг невиданных ранее высот. Влияние ХаХаМа было огромным. Его благородство и личная жизнь стали постоянным источником вдожновения для общины. Несмотря на свою образованность и славу, он оставался очень скромным человеком, который проявлял огромный интерес ко всем, нуждающимся в его помощи и совете. Ярким примером может служить тот факт, что в мужья своим трем дочерям он выбрал выдающихся ученых, которые в тоже время были простыми ремесленниками. Один из его затьев был сапожником, другой- портным, третий – шляпником! Его выдающийся характер также проявился в его завещании и последних распоряжениях.

 

ХаХаМ был человеком поразительной внешности, с длинной седой бородой патриарха, он выглядел святым. К нему относились с уважением не только евреи, но и неевреи, которые считали его божьим человеком.

 

В 5628 (1868г.) умер его единственный сын. В память о сыне ХаХаМ написал особую книгу. Он назвал ее «Ор Ли» («Свет, проливающийся на меня») и опубликовал ее в 5634 (1874г) в Смирне. Будучи очень скромным человеком, автор опубликовал ее анонимно. В книге содержатся ответы и интерпретации Талмуда.

 

Самой большой его работой, прославившей его, стала халахическая энциклопедия, «Седей Хемед». Некоторые тома были опубликованы при его жизни, однако основное наследие было опубликовано только после его смерти.

В этой работе автор поставил себе задачу: в четкой и доступной форме представить все еврейский законы, прослеживая их источники в Талмуде, рассматривая, как этот вопрос обсуждался и рассматривался в последующей раббинической литературе вплоть до его времени. Это сокровищница талмудических и раббинических знаний, которая сразу же стала очень популярна среди евреев. Седей Хемед, как его прозвали, стал признанным авторитетом в еврейских вопросах, к его мнению и решениям охотно прислушивались раввины всего мира.

Несколько самых богатых евреев России, зная, что Седей Хемед не принимает денежные пожертвования, посылали ему экземпляры редких книг по халахе, чтобы помочь ему совершенствовать свои знания, многократно увеличивая возможности его гениального ума.

В дополнение к вышеупомянутым произведениям, раввин Хаим Хицкиях Медени написал произведение по халахе под названием «Пкаас Садех» (Иерусалим, 1900г.), «Сефер Бакашос» (Одесса, 1879г.), содержащие пиютимы ( литургические стихотворения), которые еврейские общины Востока включили с службы на Шаббас и ямтив. Последнее произведение было переиздано большим тиражом под именем Н’им Земирос (Варшава, 1886г). Он также является автором нескольких сборников пояснений, которые появились в многочисленных произведениях других авторов.

 

В 1899г. ХаХаМ решил возвратиться в родной Эрец Израель. В Иерусалиме его принимали с почестями, но вскоре после этого его позвали в Хеврон, где его наделили титулом Хахам Баши (Главный Раввин) и выбрали его главой Бейс Дина. Сразу же после приезда он организовал в Хевроне иешиву, где регулярно читал лекции, он также распространял знания Торы среди простых членов еврейской общины.

 

В канун Шаббаса, в предверии Хануки 24 Кислева 5665 (1905г.) святая душа раввина Хаима Хицкияха Медечи покинула его тело. Его похоронили в самом древнем городе Священной Земли, Хевроне, месте наших Патриархов.

 

Письмо Б-гу

Вторник, 31 июля, 2007г. – 16: 23,

отправитель: госпожа Лея Липшиц

 

Есть одна популярная шутка, которая существует в нескольких вариантах, но суть ее такова:

Одному маленькому мальчику срочно понадобились 50 долларов. Он молился несколько недель, но деньги не появлялись. Наконец он решил написать непосредственно Б-гу, с просьбой дать ему деньги. Когда на почте прочитали адрес  «Б-гу. США», они решили послать это письмо президенту. Президент был так удивлен, что отдал распоряжение своему секретарю послать этому мальчику 5 долларов. Президент подумал, что 50 долларов для маленького мальчика многовато. Маленький мальчик очень обрадовался, получив 5 долларов и сел писать благодарственное письмо. Вот оно:

 

Дорогой Б-г!

 

Спасибо тебе большое за деньги. Хотя я заметил, что по какой- то причине ты послал их через Вашингтон, Д истрикта Колумбия, и, как обычно, эти жлобы удержали 45 долларов налога.

 

Хабаду Крыма очень- очень нужны деньги. Лотарея могла бы частично помочь, но пока что мы не выиграли ничего! На сегодняшний момент особенно большие финансовые вложения нужны школе. Иногда мне кажется, что я, как и тот мальчик из анекдота, неблагодарная, так как хочу так много... В конце концов, совсем недавно Хашем чудом спас жизнь моему мужу, когда его сердце выкинуло неожиданную шутку, а на прошлой неделе Он спас меня от вероятно самой ядовитой змеи, которую кинул в окно неизвестный «друг». Но иногда мне очень хочется, чтобы кто-то прочитал мое «послание Б-гу» и послал финансовую помощь, в которой мы так нуждаемся, чтобы единственная в Крыму средняя еврейская школа продолжала функционировать. Я думаю мое письмо выглядело бы так :

Дорогой Б-г!

Я так благодарна тебе, что ты защищаешь нас!  Можно мне попросить еще об одном? Мы здесь живем в таком затерянном мирке (своего рода в Тьмутаракани), и условия у нас действительно трудные. Мы это делаем не для себя, мы за это ничего не получаем и живем как благородные нищие. Мы это делаем только, чтобы помочь евреям в этом затерянном уголке земли, пытаясь возродить здесь Идешкайт (еврейскую душу), сделать мир добрее и лучше (чего так не хватает здесь), пытаясь таким образом внести свою лепту, чтобы Мошиях уже пришел. Я слышала, что где-то есть филантропы, которым действительно важно поддержать хорошие начинания. Где они? Пожалуйста, пошли нам их, мы отчаянно в них нуждаемся.

 

Я искренне благодарна за Твою помощь и надеюсь на быстрый и положительный ответ.

 

Всегда Твоя,

 

Лея- Миндл бас Елка (вХинда) Липшиц

Змея на стене и змея на подоконнике

Понедельник, 30 июля, 2007г. – 12: 14

отправитель: госпожа Лея –Миндл Липшиц.

 

В Талмуде есть известная притча о дочери раввина Акивы. Астрологи сказали ему, что в день ее свадьбы ее укусит змея, и она умрет. В свою первую супружескую ночь она сняла брошь и воткнула ее в стену перед тем как лечь спать. Когда она на следующее утро вытащила брошь, со стены свалилась ядовитая змея: острая  застежка броши попал прямо в глаз змее и убила ее, и жизнь дочери равиина Акивы была, таким образом, спасена.

 

« Что такое особенное ты сделала вчера?», спросил ее отец. «Во время свадьбы к дверям нашего дома подошел старец» - ,ответила она ,– «Все были заняты и помочь ему было некому. Я взяла свою тарелку с едой и отдала ему.» На что раввин Акива ответил: « Доброта спасает от смерти.» И не просто от неистественной смерти, а от смерти вообще.

 

Сейчас меня можно полностью сравнить с дочерью раввина Аквы. Перед постом на Тишa Б’Ав  на прошлой неделе, в день, когда мы скорбим о разрушении Бейс Хамикдаша, Святого  Храма, я пригласила одну семью поесть с нами. Мы уже закончили первую (полную трапезу) и мыли руки на последнюю трапезу перед постом, которая традиционно состоит только из хлеба, крутых яиц, которые мы обмакиваем в пепел, Символическая пища  при трауре. Когда мы закончили есть, я вышла выбросить одноразовые тарелки. Толик, один из гостей, стоял за мной и показал на что-то, как я подумала, за окном.  Нет, он показал опять, на подоконник. Я замерла от ужаса потому, что я увидела хвост змеи, которая очень быстро заползла в щель между решеткой и окном, а потом вообще изчезла из поля зрения! Это произошло в самую последнюю минуту перед началом поста, и мы должны были идти в синагогу. Я не хотела уходить и оставлять змею в доме. Толик начал стучать по решетке, чтобы заставить змею выползти, но она решительно не хотела вылезать. Я лихорадочно стала поливать щель из балончика жидкостью против тараканов.   Змея так и не вылезла, тогда я выбежала из дома и стала заливать жидкость снаружи. Наверно, это помогло, потому что в одну секунду она была уже на полу кухни.  Толик быстро наступил на нее, и мы все с ужасом смотрели, как она извивается под его каблуком. Я пощажу вас и не буду описывать, как он отрезал ее голову некошерным ножом, достаточно сказать, что это былоочень страшно.

 

В то время как это все происходило, я заметила, как кто-то выбежал за ворота. Почти все уверены, что кто-то швырнул змею в окно, так как обычно змей здесь не бывает. Неядовитые змеи в Крыму имеют желтую окраску головы, чего у этой змеи не было. Если среди читателей найдется специалист, способный определить , что это за змея, я буду очень благодарна. И все равно, я бесконечно благодарна Хашему за то, что спас меня от укуса этой змеи. Слава Б-гу, я пригласила Толика и его семью, и он был там в тот момент и увидел, схватил и убил змею.

Путешествие евреев по Украине

Четверг, 26 июля, 2007 г -9:47

отправитель: госпожа Лея- Миндл Липшиц

Хотя это и не принято наслаждаться путешествием во время трехнедельного траура по разрушенному Святому Храму, мы все же попросили совета у раввинов, и нам сказали, что это как раз то время, когда стоит поехать к могилам святых (киврей тцадиким). Руководствуясь этим, чуть больше недели назад мы собрали группу людей, желающих совершить эту поездку. Так как эта поездка относительно дорогая, а большинство людей, живущих здесь, не могут себе это позволить, нам пришлось искать спонсоров. Мы уговорили нескольких человек финансировать поездку и обещали, что все, кто поедут, будут молиться за них на всех могилах цадиков, которые мы посетим. Все решилось только к четвергу, и у нас оставалось очень мало времени, чобы все спланировать. Я носилась, пытаясь организовать поездку, но по закону бутерброда, именно тогда, когда вам так не хватает времени, вдруг появляются тысячи разных других дел, отнимающих много времени. Был канун Шаббаса, и люди постоянно звонили мне по разным вопросам относительно поездки и не только. Кроме того, нам нужно было напечатать имена спонсоров, членов их семей и их просьбы, а так же русский вариант Маане Лашон, молитв, которые обычно произносятся на могилах святых (реббеим). Именно в этот момент я поняла, что мой старый принтер не работает с моим новым ноутбуком. Когда ребята пытались распечатать необходимое в нескольких интернет кафе, выяснилось, что Виста не работает с большинством их компьютеров, из-за этого нам пришлось решать эти вопросы, как и другие неотложные проблемы, после Шаббаса. Я позвонила шоферу, который обычно возит нас по могилам (кварим), и он обещал большой автобус, на котором мы ездили два года назад. В пятницу он приехал на микроавтобусе, в котором было 13 сидячих мест, но не оставалось места для багажа и продуктов. Я очень расстроилась, но на тот момент ничего сделать не могла. В субботу после Шаббаса, водитель приехал опять, позже, чем мы договаривались, и попросил меня выйти и посмотреть другой автобус. Он нашел автобус на 14 мест с полками. Было немного тесновато, но намного лучше, чем в первом. Борух Ашем!

Сразу же после Шаббаса, если 2 часа ночи можно так назвать, наша группа из 14 человек выехала по святым местам Украины. Мы расселись, и наше путешествие началось. После того, как мы сказали молитву о безопасной поездке, мы попытались запустить диск с хассидскими мелодиями (хассидише ниггуним), но, как выяснилось (что еще можно было ожидать?), VCR не читает диски, записанные на моем ноутбуке.

Наша первая остановка была в Гадиче, месте захоронения первого Любавического Реббе, известного как Алтер Реббе или Балха Танья за его основополагающую работу, ставшую краеугольным камнем современной хасидской философии. Раввин Шнуер Залман (18 Элула 1745г.-24 Тевеса 1812г.) был одним из учеников Мезрического Магида и основателем Хассидского движения Хабад. Он - автор Шулхан Арух ХаРав и Таньи, а также многих других важных произведений, как по еврейким законам, так и по каббалистике.

Два года назад, когда я летом впервые поехала сюда, я пережила эмоциональное потрясение. Ребята, с которыми мы были, уже ушли из кевера, а мы с вожатыми задержались, потому что помогали ребятам и писали наши собственые паним (пидион нефеш, что значит, если переводить буквально, « выкуп души», а вообще это записка с просьбой о брахе или благословении, после чего обычно дают цдаку) Мы зашли в комнату, где находится кевер, начали молиться, зажгли свечи, когда внезапно погас свет, и мы оказались в темноте. Позже нам сказали, что это было отключение по всему району. Нам не оставалось ничего, как молиться и читать наши паним при слабо мерцающих свечах. Когда мы закончили молиться, мы стали петь ниггуним – мелодии без слов) о всех реббеим. Мы пели, а из наших закрытых глаз бежали по щекам слезы. Мы начали петь последний ниггун, полный душевных переживаний «Ани маамин б'вияс хаМошиях» («Я верю в приход Мошияха») из Маимонидес «Триннадцать основ веры», которую с верой в сердце пели евреи, идущие в газовые камеры в концентрационных лагерях. Мы начали петь и вдруг почувствовали какую-то вспышку, мы открыли глаза – горел свет! Конечно, в этот раз такого не произошло, но на большинство людей посещение этой и других кварим произвело огромное впечатление. Некоторые из них почувствовали изменения в своей жизни сразу же, другие – позже, возможно, изменения в жизни третьих произойдет некоторое время спустя. Но посещение оказало глубокое влияние на всех.

Нашей следующей остановкой был Нежин, где похоронен Миттлер Реббе, второй любавический Реббе, Реббе Дов Бер. Он жил с 1773 по 1827гг, был сыном и последователем Алтер Реббе, дядей и тестем Цемаха Цедека, третьего реббе. В 1813г. он поселися в городе Любавич, который был штаб-квартирой в течение 102 лет. В 1826г. его арестовали и предъявили обвинение в том, что его учение подрывает устои царизма, но позже с него это обвинение сняли. День его освобождения, 10 Кислева, отмечается как «праздник освобождения». Раввин Дов Бер известен своим уникальным стилем «полноводных рек»; его произведения – это интеллектуальные реки, истоком которых было учение его отца. Рав Дов Бер расширил и углубил принципы, созданные Алтер Реббе. Он умер на свой 54 день рождения, в 1827г., за день до первой годовщины своего освобождения.

Рассказывают, что однажды он внезапно прервал процедуру личной встречи с людьми, закрыл дверь и отказался принимать кого-нибудь в течение долгого времени. Хасиды, слышали, как Реббе плакал и молился за дверью. После этого случая Реббе так ослаб, что вынужден был оставаться в постели несколько дней. Позже, когда один из старых хасидов осмелился спросить его. Что произошло, Реббе объяснил: «Когда человек нуждается в моей помощи, чтобы избавиться от духовных пороков, я, прежде всего должен найти такие же недостатки в себе, пусть даже в зачаточном состоянии. Потому, что я не могу помочь человеку, если я сам не пережил то же самое и не прошел тот же процесс самоочищения. В тот день ко мне пришел человек со своей проблемой. Я был потрясен, как глубоко он пал, не приведи Господь. Я очень старался, но не мог найти в себе что-то даже отдалено напоминающее то, о чем он говорил. Но он пришел ко мне по Б-жьей воле, поэтому я знал, что где-то, все же есть что-то во мне, что может быть как-то связано с его ситуацией. Эта мысль потрясла меня до глубины души, заставила меня раскаяться и вернуться к Б-гу из глубин моего сердца.»

Мы приехали в Нежин очень поздно, и нам, к сожалению, досаждали тучи комаров, которых нам пришлось отганять во время молитвы. Хорошо, что в этом году мы были более-менее готовы к этому и перед тем, как зайти в охел, намазались жидкостью от комаров.

В Киев мы приехали ранним утром. Там мы посетили две главные синагоги: одну на Подоле, а второй была центральная синагога или «синагога Бродского» на улице Шота Руставели. Мы вкусно поели в славном ресторане «Царь Давид», а потом у нас была возможность увидеть прекрасную женскую микву в центральной синагоге. Две девочки напомнили мне, что в прошлом году я обещала провезти их на метро в следующий раз, поэтому мы все отправились в метро, и девочки получили огромное удовольствие, когда ездили на длинных, крутых и быстрых экскалаторах. Это было что-то новое для большинства из них. В этом году из-за нехватки времени, нам не удалось пойти на Бабий Яр, но, Б-г даст, в следующем году я пойду обязательно. В прошлом году, вообще-то нам там было довольно страшно. Только трое из нас захотели пойти, и там мы не только увидели, что памятник осквернен антисемитскими надписями, но по направлению к нам с угрозами шли скинхеды.

После Киева мы поехали в Бердичев, где покоится раввин Леви Ицхок, известный также как Бердичевский Реббе, который был одним из главных учеников Мезерического Магида. Он испытывал сочувствие ко всем евреям, и его часто называют «защитником» еврейского народа, потому что он заступался за них перед Б-гом. Например, однажды он увидел, как один человек в талисе и тфелине молится и одновремено меняет колесо на своей телеге. Раввин Леви Ицхок воззвал к Б-гу: «Посмотри, какой хороший у Тебя народ, Хашем! Даже работая, этот человек молится Тебе!»

Мы приехали в Бердичев вечером и быстро нашли человека, который присматривал за охелем, поэтому мы смогли помолиться пока было еще светло. Могила раввина Леви Итцхока расположена в середине огромного кладбища, заросшего сорняком. Оно находится недалеко от железной дороги, и евреи, спасавшиеся от преследований, останавливались здесь помолиться.

Мы поужинали тем, что взяли с собой, в центре раввина Брейера, скверского хоссида, моела, который совершает много обрезаний (бриссим) в Бердичеве. После долгого времени, проведенного в автобусе и на кладбищах, люди были рады возможности принять здесь душ. Мы сердечно поблагодарили раввина Брейера за гостеприимство, а потом продолжили наш путь.

В середине ночи мы приехали в Полоное, где похоронен раввин Яаков Иосеф из Полоного. Многое из того, что мы знаем о Баал Шем Тове, взято из произведений одного из его самый выдающихся учеников раввина Яакова Иосефа из Полоного, автора самой первой работы по Хассидизму «Толдос Яаков Иосеф». В прошлом году мы, в поисках его захоронения, прошли через ферму, обитатели которой, обрабатывая свое поле, извлекли из земли много еврейских надгробий. Борух Ашем, они больше на нем не сажают. Среди других, здесь находятся много захоронений учеников Бал Шем Това.

Мы ненадолго остановились в Славуте, где впервые была издана Танья, и заметили, что синагогу на улице Шолом Алейхема перестраивают. Потом мы поехали дальше в Аниполье, где похоронены Раввин Дов Бер, Мезерический Магид и раввин Мешулам Зуше из Аниполья, куда мы приехали на закате. Раввин Дов Бер (около 1700-19 Кислева 1772гг), известный как Магид из Мезерича, возглавил после своего учителя, Баал Шем Това хассидиское движение. Самые выдающиеся династии хассидов выросли из его учеников и потомков. Раввин Мешулам Зуше, который, в свою очередь, был его учеником, известен своей скромностью и любовью к евреям. Раввин Зуша из Анаполья, так его в основном называют, (?-2 Шват, 1800), был выдающимся учеником Мезерического Магида. На первый взгляд очень простой, но имевший божье вдохновение, Реб Зуша - один из самых известных и любимых личностей в Хассидизме. Он и его знаменитый брат раввин Элимелех из Лиценска провели многие годы в изгнании из-за своих изотерических учений.

Раввин Шмелке из Николсбурга однажды спросил Мезерического Магида: «В Талмуде говорится, что нужно благодарить Б-га за неудачу с такой же радостью, с какой и за удачу. Как это возможно?» Магид велел ему спросить об этом Реб Зуша , который был так беден, что у него не было даже самого необходимого. Но несмотря на многие трудности, он был всегда счастлив. Он пошел туда, где Реб Зуша  занимался и сказал ему, что Магид просил его объяснить, что у него за трудности. «Я удивлен, что он послал тебя ко мне»,- ответил Реб Зуша. «Лучше спроси кого-нибудь, кому действительно не везет в жизни. В моей жизни ничего плохого не было. Со мной происходит только хорошее.» Это было истинное отношение Реб Зуши к жизни. Алте Ребе так высоко ценил Реб Зуша, что прежде чем напечатать Танью, он отправил экземпляр Реб Зуша с просьбой оценить ее.

Слышали, как Реб Зуша однажды сказал: «Когда я попаду на небеса, я не боюсь, что они спросят меня почему я не стал Моше Раббейну, а спросят меня почему я не стал Зуша .» Заповедь «отойти» от своих природных наклонностей и стать духовно выше обращена к каждому. От нас не требуется делать больше того, что нам дано от природы, но от нас ожидают, что мы используем свой потенциал. Б-г не требовал от Рав Зуше стать Моше. Однако, он действительно ожидал, что тот станет настоящим Реб Зуша. Конечно же то самое относится ко всем нам. В Торе, в Мишпатиме мы читаем: «Держись по- дальше от неправого дела.» (23:7). Хотя в Торе содержатся 365 запрещающих заповедей, ложь – это тот грех, который по Торе мы должны не только избегать, но обходить ее десятой дорогой. Тора учит, что человеку недостаточно просто не лгать, мы должны активно дистанцироваться от вcего ложного, бежать от него. (Да, даже от невинной, на первый взгляд лжи). Охел – старомодная маленькая постройка, расположенная на кладбище, на фоне пасторального пейзажа, возле маленькой речки. В дальнем конце поля находится мемориал евреям, убитым во время Холокоста.

Наконец, мы приезжаем в Меджибуж. Многие сразу же чувствуют огромное умиротворение в Меджибуже. Меджибуж- место захоронения Баал Шем Това и огромного числа его ближайших учеников, включая его внука, Р Боруха из Меджибужа, Баал Дегел Махане Ефраима, Аптер Рава и Р’ Зев Волф Кициса. Раввин Израель бен Елиезер (18 Елула, 1698 – 6 Сивана, 1760гг), Баал Шем Тов (хозяин доброго имени), был уникальной, основополагающей фигурой в еврейской истории. Он открыл движение Хассидизма, проявив себя как совершено святой человек, на свое 36-летие, 18 Елула, 1734г.

Среди учений Баал Шем Това есть такие, которые были записаны его внуком, Р’ Борухом. Вся Тора и весь мир содержат только свет Бесконечного, благословен будет Он, кто скрыт в них. Все, что происходит в мире, каким бы незначительным это ни было, идет от Б-га. Поэтому нам не стоит считать, что все что произошло, случилось по нашей воле. Ни мысли о дне смерти, ни страх наказания за эту жизнь не заставят сердце человека служить Б-гу, а только страстное желание прильнуть к Источнику Жизни и Добра. Когда человек молится о чем- то, он должен молиться о б-жьей жизненной силе внутри того, что сейчас страдает из-за чего-то, чего ему не хватает, следует просить Б-га о снисходительности к Его жизненой силе, скрытой в этом. Благодать Господня распространяется на все сотворенное, даже на неодушевленные предметы и растения. Все находится под пристальным вниманием свыше. Все было созданно с определенным намерением. И любое слово для мудреца значит очень много.

Раввин Борух из Меджибужа был сыном Р. Йехеля Ашкенази и Одель, дочери Баал Шем Това. Он был одним из первых выдающихся раввинов поколения учеников Мезрического Магида, и у него были тысячи хассидов. Однажды маленький внук Р Боруха, Йехель, играл в прятки с другом. Он нашел хорошее место, спрятался там и с нетерпением ждал, когда его друг его найдет. Через какое-то время он обнаружил, что его друг ушел, даже и не предприняв попытку поискать его. Горько плача, он побежал к дедушке и рассказал ему, что произошло. Реб Борух тоже расплакался. Он сказал: «Б-г говорит то же самое- Я спрятался, но никто не пытается меня найти.»

Раввин Моше Хаим Ефраим из Судликов, знаменитый Баал Дегель Махане Ефраим, тоже был сыном Р. Йехеля Ашкинази и дочери Баал Шем Това Одели, - признанный раввин и писатель. Аптер Рав, Раввин Аврахам Йехуда Хешель (1748-1825г.), был одним из величайших учинеков Реббе Элимелеха из Лиженска. Он был учеником, который получил дар красноречия от своего Реббе. Его знают как Охер Израел, любящего евреев. Это качество было выдающейся чертой его характера и основополагающей идеей. Он верил, что его жизнь- инкарнация, для того, чтобы он довел до совершенства свою любовь к каждому еврею. Он сравнивал это с любовью к самому Б-гу. Он был знаменит умением улаживать все разногласия внутри движения Хассидизма.

Раввин Зе’ев Волф Кицес учился у Баал Шем Това. Он был баал/ токеа, тот, кто дует в шофар, в бейс мидраше Баал Шем Това. Конечно, в нашей семье он прежде всего известен за ту роль, которую он сыграл в истории «Остров Шаббос» или «Вино на ресницах», котрые мой муж любит рассказывать всем нашим новым гостям. Это возможно один из рассказов, который наши дети никогда не забудут!

Уже в Меджибуже мы обнаружили, что на месте Бейс Медраша Баал Шем Това отстроили новую синагогу, и мы пошли туда. Рядом с ней находится фундамент еще одного здания. Как нам сказали, это- школа Бах, которую они планируют вскоре также перестроить.

Нашей последней остановкой по дороге домой была Умань, на могиле Раввина Нахмана из Бреслова (1772-18 Тишрея 1810гг). Это был великий внук Баал Шем Това. (Его мать, Фейга, была дочерью дочери Баал Шем Това, Одель, и раввина Йехиеля Ашкенази). С ранней юности он ступил на стезю служения Б-гу, аскетичекого учения, медитации в одиночестве и страстных молитв. Он научил своих хассидов самоотречению, уникальной концепции природы, роли цадика и тому, что человек веры никогда не впадает в отчаяние. После короткого пребывания в Ерец Израеле, терзаемый противоречиями молодой раввин поселился сначала в Бреслове, а затем в Умане. Умань уникальна тем, что ее фактически построили хассиды Бреслова, и, стоя здесь, глядя на еврейскую гостиницу и супермакет, кошерный киоск, книжный магазин и пиццерию, можно по ошибке подумать, что очутился где-то в Ерец Изроеле.

Всему хорошему наступает конец, (хотя почему?) и мы направляемся назад в Симферополь. Мы приехали физически измотанные, но окрыленные духовно. Дай б-г, это не конец хорошему, а только начало, начало духовного роста тех, кто участвовал в поездке, с Б-жьей помощью спонсоры поездки, женщины, за которых мы молились, и мы все получим много благословений. Конечно, нам всем нужны Хашем Брахос!

Если кто-то заинтересуется спонсированием следующей поездки, сообщите мне. Мы будем за Вас молиться, и за тех, кого Вы любите. Есть еще много людей, кто хотел бы поехать. Я надеюсь, мы получили такое же удовольствие от этой поездки с нами, а мы,действительно, получили удовольствие! Свяжитесь со мной: chossid@gmail.com

Лея

О делах сердечных, годовщинах и тайных поклойниках.

Получено от Леи-Миндл Липшиц

Здравствуйте, дорогие читатели! 
 

Несколько месяцев тому назад наши дети решили, что мы должны собраться всей семьей   в Нью Йорке и опраздновать  60-летие  ka"h моего мужа.  У свекрови моей дочери Элки есть домики в горах, и они великодушно разрешили нам провести там Шабат за неделю до начала курортного сезона.

Моя дочь Эдка с мужем Велви живут в Бруклине. Баши и Йосси приехали с детьми из Монреаля. Мой сын Менди с женой Штерни и детьми прилетел из Атланты с еще одним моим сыном Игуди. Жена Игуди Эстер беременна I"YH  и должна скоро родить, поэтому она, к сожалению, осталась дома с детьми. Хани и Менди приехали со своей командой из Нид-хема, штат Массачусетс.Фейга с мужем Йоелом и их сыном, а также  Шолом Бер и Довид уже были в Нью Йорке. Хаиму удалось закончить первый год обучения в Сиднее чуть по-раньше и прилететь к нам. Я не виделась с ним больше года. Йовел только что получил диплом семиху «» в Араде, Израиле, поэтому он тоже смог приехать. Шнейер прилетел из Поствилля, а Йова и Шмуль из Минесогы.

Казалось, что все пройдет точно по плану. Я приехала в среду днем. За две недели до этого Итчи прошел медицинское обследование и пытался связаться со своим врачем, чтобы получить результаты. «Слушайте, я еще жив. Значит, я прошел тест», шутил он.  К сожалению, врач, когда мы, наконец, с ним связались в четверг утром, был менее оптимистичен. Врач в приказном порядке велел ему явиться в больницу для дополнительной ангиограммы. Итак, я сижу в приемной больницы, совершенно не зная, что происходит в процедурной, а первый отряд наших детей уже прибыл и пребывал в полном неведении ехать ли им в горы или нет. Я велела им ехать, говоря, что с б-жьей помощью, мы сможем отпраздновать день роджения. Доктора вставили два «новых, модифицированных» шунта в сердце Итцхака, и он провел ночьв больнице, наслаждаясь роскошью больничной палаты. В пятницу мы были как на иголках, не зная сможем ли мы поехать в горы или нет. Где-то в час дня Фейга выехала на первой машине, часом позже, Игуди выехал с тремя малчиками. Наконец, еще через час, в самый последний момент, Ицхака выписывают из больницы, и Хаим везет нас и малышей. Дороги, естественно, забиты, что и следовало ожидать в конце недели, когда все рвутся на природу. Мы приезжаем в горы за полчаса до наступления Шабата, и Ицхака сейчас же заставляют открыть таинственную коробку, которую ночью прислали нам прямо из Флориды наши тсарые друзья Скотт и Сэнди Колиш. Это была воистину волшебная коробка, в которой было все для празднования дня рождения: от дудочек для внуков и сластей, не содержащих сахар, до одежды, которыю именинник наденет на свой день рождения!

Как хорошо было провести всем в вместе выходные. Как бы нам хотелось встречаться так каждый год! Элки даже приготовила специальные блюда для тех из нас, кто сидит на особой диете. Мои зятья от души подкалывали свою тещу, а малыши получили возможность встретиться со своими двоюродными братьями и сестрами. В воскресенье некоторые даже отважились искупаться в только что заполненном бассейне с ледяной водой.

В воскресенье мы все возвратились в Бруклин и весь понедельник паковали вещи Шнейера и Шмуля, которые отправлялись в лагерь. Вчера вечером мы проводили их до автобусов и попращались с ними.

Когда мы вернулись домой, мы обнаружили огромную коробку, которая почти закрывала входную дверь. На коробке было аккуратно написано : «Раввину и госпоже Липшиц». «Откуда это?», спросила я. Очевидно, когда нас не было, кого-то попросили оставить ее для нас. Вот что было написоно в записке, которую мы обнаружили в коробке: « Борух ашем. Раввин Липшиц, с днем рождения! Будьте здоровы и счастливы (но не ждите подарка на каждый день рождения. Может только еще через 60 лет). Я слышал, что Вам нужен новый ноутбук. Это мой подарок Вам. Я также слышал, что Ваша жена – тот человек, который, действительно, делает свое дело. Поэтому я подумал, что ей тоже нужен ноутбук. Пользуйтесь ими на здоровье.

От вашего тайного поклонника.

Я думаю, мы оба были изумлены; я, во всяком случае, точно. На свой день рождения я привыкла получать ежедневники с ручками, или вазы, или коробки с конфетами. И мне казалось странным, что я даже не могу лично поблагодарить того, кто сделал нам этот поразительный подарок! Все, кто читал письма на этом сайте, знают, как необходим мне нормальный компьютор! Значит, единственное, чот я могу сделать, это сказать:

«Огромное спасибо Вам, кто бы Вы ни были! Я надеюсь, что Вы читаете это строчки и можете, хотя бы понять насколько мы вам благодарны!!!»

Это действительно довольно странно: несколько лет тому назад неизвестный подарил нашей синагоге Сефер Тора. Потом еще один, «кто восхощен тем, что мы делаем», подарил нам самую крутую игровую приставку на Седер в этом году. И система отпления была также подарена тайным «поклонником».Я так понимаю, что нам нужно найти еще двух таких поклонников, чтобы построить синагогу и отремантировать школу,и мы будем в полном порядке!
 

До встречи,

Лея

chossid@gmail.com

Ищите старые сообщения? Найдите на полях меню "Архив".